Войти
многоканальный телефон

8 (4212) 40-99-40

Единый телефон для заказа туров:

8 800 700 87 47 (бесплатно)


Посмотреть


 

На линии Уолесса

19.06.2014

Автор: Артур Агатов

Индонезия уникальна. Крупнейший в мире архипелаг проще всего сравнить с интерактивной спутниковой картой. Наводишь кур­сор — и перед тобою общий план страны, где взор фазу «выхватывает» 5 крупных островов. Чуть укрупняешь масштаб — 5 островов превращаются в 30 бирюзовых ар­хипелагов. Еще приближаешь изображение — и нату­ральным образом спрыгиваешь с ума. Еще бы! Как в компьютерной игре, как в каком-то виртуальном мозаичном калейдоскопе, 30 архипелагов рассыпаются, «размножаются» — и, уже размноженные, раз­летевшиеся, собираются воедино, на глазах обретая причудливые формы и выстраиваясь в 13 677 участков суши в безграничном лазоревом Океане. Цифра эта каноническая, но весь­ма приблизительная. Так удобно уче­ным, вот и все. На самом деле никто не знает, сколько островков включа­ет в себя Индонезия. Проснется после захода солнца подводный вулкан у да­леких берегов Чили, произойдет сла­бенькое землетрясение в Японии, да просто чуть сильнее задует муссон со стороны Австралии — утром откры­ваешь глаза, и пожалуйста: намыло новый сказочный остров! Но не толь­ко географо-геологическими чудеса­ми красна эта Земля. Бытовые обы­чаи, религиозные традиции, мест­ные верования, шизофренические по красоте легенды и предания абори­генов — по сути все тот же фантасти­ческий калейдоскоп, в котором эле­менты никогда не повторяются. 

indonesia

Куль­тура Индонезии полихромна и мно­гогранна, как и ее пейзажи, а исто­рия каждого островка неповторима, как папиллярные узоры на подушеч­ках пальцев. Кто не слышал о Сума­тре, Яве, Сулавеси, Ломбоке, Бали и Борнео?! Наряду с Амазонией, это то, что называется hotspots — ключевые районы матушки-Земли с наиболь­шим биологическим разнообразием. Но здесь флора и фауна круче, чем в Бразилии, и знаете, почему? Потому, что как раз «по Индонезии», точнее, строго между островами Бали и Лом­бок, проходит так называемая Линия Уоллеса (названа в честь ученого-биолога Альфреда Рассела Уоллеса, который исследовал остро­ва Индонезии в 50-60 годах XIX века, на востоке переходная зона ограничена Линией Лидекера) — западная граница биогеографической переходной зоны меж­ду Азией и Австралией. И вот тут на­чинается чертовщина! Острова — вот они, рядышком, иногда в пределах прямой видимости. Только вот на Су­лавеси, скажем, живут сумчатые, род­ственные кенгуру и поссумам, в то время как к западу, на Борнео, их не существует. Расстояний нет как та­ковых, но Восток — это условная Австралия, а Запад — уже Азия. И так не только с флорой-фауной, так бук­вально со всем. Возьмем для примера острова Бали и Ломбок, столь близ­кие туристам всего света...

lombok

Два соседних острова похожи, как братья-близнецы. Внешне. Но «внеш­ностью» сходство и заканчивается. Бали — нескончаемая «зона спа», ареал постоянного обитания голли­вудских тусовщиков, Мекка для мод­ников и шопоголиков, достаточно влажный тропический уголок, где индустрия развлечений поднята на недосягаемую высоту. Ломбок с его первозданной природой и волшеб­ным океаном — прибежище худож­ников, писателей, поэтов, любителей семейного отдыха, философствую­щих рекламистов (именно здесь сни­мали ролики БАУНТИ), остров, мож­но сказать, дикий, безлюдный, сухой и жаркий. Бали — это индуизм, а Ломбок — ислам. Вот с религии мы, благословясь, и начнем.

bali

Когда ислам стал превалировать в Индонезии (порою в жестокой, кро­вавой, крайне нетерпимой форме), Бали стал вторым домом для мно­гих гонимых индусов. Местный инду­изм — необычный, не имеющий ана­логов в мире религиозный феномен, в котором боги, полубоги, астральные сущности и даже демоны поклоняют­ся и подчиняются буддийским героям, духам предков и святым местам. Во многом это объясняется тем, что до индуизма на острове проповедовали анимизм, т.е. веру, непреложным дог­матом которой являлось «наделение душою» не только явлений природы, но и любых других сил, предметов, умерших людей и т.д. Отсюда — лю­бопытнейшая разновидность индуиз­ма, называемая «Агама Хинду Дхар­ма», или «Агама Тирта», что в переводе означает «Религия Священной Воды». В этом учении круто перемешаны системы убеждений, включающие не только богословие, философию и мифологию, но и культ предков, анимизм, магию. Да-да, примитивный анимизм никуда не делся, просто прошел реинкарнацию.

bali_religiya

Трепетное отношение к Природе и ушедшим со­храняется на Бали до сих пор. Едва ли не самая тор­жественная, но одновременно и красочная, и радост­ная, и веселая церемония — это... похороны. Острови­тяне кремируют умерших и свято верят в переселение душ. «Агама Тирта» потрясающе органично объединя­ет шиваизм, буддизм и целый ряд сугубо местных веро­ваний. На Бали почитают трех «главных» богов: Браму-созидателя, Вишну-сохранителя и Шиву-разрушителя. Тут же есть и Будда, который иногда представляется как воплощение Вишну. Еще одно Верховное Сущее уди­вительного острова называется Санг Хьянг Видхи. Бог объединяет порядок с хаосом, Космос — с Землей и Мо­рем. Видхи — это Божественная Гармония Мирово­го Единства. Считается, что все боги являются его во­площением и продолжением. Санг Хьянг Видхи есть в любом храме, обычно в виде статуи медитирующе­го монаха, от фигуры которого взметаются ввысь язы­ки священного огня. Буддизм и индуизм, в свою оче­редь, тесно переплетены с дуалистической мифологией, согласно которой весь мир, вся бесконечная Вселенная делятся на видимое и невидимое, на Добро и Зло.

bali

Видимый мир — это мы. А в невидимом, астральном пространстве живут боги, духи, демоны, олицетворяю­щие преимущественно природные стихии. Все эти сущности могут воплощаться во что угодно: в человека, обе­зьяну, воду, камень, куклу, отрез ткани, дерево, алтарь... А теперь — внимание! Сущности «перетекают» друг в друга, а с богами легко договориться, задобрить пустя­ковыми подношениями. Тонкая струйка дыма от куря­щихся ароматических палочек, корзина фруктов, све­жий цветок франжипани с колдовским запахом, щепотка специй, россыпь лепестков апельсинового дерева... «Вла­дыки мира», как повзрослевшие дети, рады всему, что «идет от сердца и дается от души». Дары богам здесь по­всюду: на капоте автомобиля, на багажнике велосипеда, возле двери вашего номера в отеле, в крошечном храме на пляже, даже около барной стойки!

Горы по балийской религии — обитель предков, а вер­шина Агунг — не только жилище грозного Шивы, но и Центр мира. Океан же — Бездна зла и Пристанище демонов. Потому существует огромное количество ритуа­лов, направленных на то, чтобы задобрить злых богов, а добрых сделать еще добрее. Да, боги здесь как подрост­ки, а островитяне — как дети. 70% своего времени балинезийцы тратят на религию! И поклоняются своим богам трогательно-непосредственно. Удивительно человечная религия, и при этом страшно милая!

agung

Светлое очарование религии и веры балинезийцев «перетекает» в туристов и ощущается во всем. Островные праздники-фестивали могут быть по­священы чему угодно: склонам, пля­жам, животным, музыкальным ин­струментам... Вот местный Новый год, Ниепи. Начинается действо 30 марта с «Карнавала демонов». За этим зрелищем лучше всего поехать на пер­воклассный курорт Убуд, чтобы при­нять участие в Параде чудовищ Ого-Ого на центральной площади города.

niepi

В первый вечер Ниепи полагается прогонять и сжигать злых духов. Силы Зла символизируют огромные куклы-монстры из папье-маше. Аборигены с примкнувшими к ним «гражданами мира» веселятся и беснуются от радо­сти, и ничто не предвещает того, что произойдет на следующий день. С вос­ходом солнца наступает День тишины (не путать с тем, что происходит в Рос­сии в последнюю субботу перед вы­борами). На всей территории остро­ва — тотальный запрет на работу и шум, даже на использование света. Во второй день Ниепи перекрывается до­роги, не работает аэропорт. В общем, эдакий шаббат по-балийски. Если де­лать все «правильно», и релаксировать со спиртным умеренно, без изли­шеств, то демоны и злые духи подума­ют, что на острове нет ни единой жи­вой души — следовательно, не будут за вами охотиться и устраивать мел­кие и крупные пакости. А вот на фе­стивале ОдаланПразднике Хра­мов — сплелось-смешалось все яркое и шумное: красочные наряды, цве­ты, улыбки, песни и танцы. Пропу­стить Одалан ни у кого из туристов не получится, даже и не мечтайте: на небольшом, в общем-то, острове бо­лее 20 ООО (!) храмов.

odalan

Бракосочетания здесь невероят­но хороши! Традиционно свадебный обряд балинезийцы проводят в домо­вом мини-храме, а приезжим, жела­ющим «зарегистрировать» свои отно­шения, предлагается провести цере­монию прямо на территории отеля. Экстравагантный для туристов и столь привычный для местных жите­лей обряд сопровождается звуками гамелана и гонга, утопает в цветах и ароматах балийских курений. После церемонии молодожены, увенчанные золотыми коронами и облаченные в красочные наряды, получают грамо­ту о венчании, написанную на паль­мовых листах узорами старинного индуистского письма.

Продолжение следует...


При перепечатке или ином использовании материалов прямая ссылка на Дальневосточный сайт «Пегас Туристик» обязательна.

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

Материалы по теме:

?>

Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Ваше имя*:
Ваш телефон*:
Электронная почта*:
Ваш город*:
Комментарий*: